9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Коррупция это собирательное название разнообразных нарушений закона чиновниками и бизнесом. Слово corruptio (от лат. corrumpere — растлевать, лат. corruptio — подкуп, порча).
Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Уруинимгина — шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века до н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции — «Артха-шастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке до н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».

Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх.23:8, см. также Втор.16:19); «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран 2:188) и т. д.
Однако начиная с конца XVIII века на Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданные содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. В частности, согласно Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки является одним из двух явным образом упомянутых преступлений, за которые Президенту США может быть объявлен импичмент. Общество начало оказывать всё больше влияние на качество работы государственного аппарата. По мере усиления политических партий и государственного регулирования, растущую озабоченность стали вызывать эпизоды сговора политической элиты и крупного бизнеса. Тем не менее, уровень коррупции в развитых странах на протяжении XIX—XX веков уменьшился по сравнению с остальным миром.
Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрёл массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями. В своём выпуске от 31 декабря 1995 г. газета «Financial Times» объявила 1995 год «годом коррупции». Для пропаганды знаний о коррупции ООН учредила Международный день борьбы с коррупцией (9 декабря).
Коррупцию возможно классифицировать по многим критериям: по типам взаимодействующих субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нация и политическое руководство); по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности (внутренняя и внешняя); по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т. д. В России исторически коррупция также различалась по тому признаку, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или же незаконных действий («лихоимство»)
Разные проявления коррупции имеют различную этическую оценку: одни действия считаются преступными, другие всего лишь безнравственными. К последним, как правило, относятся кумовство и покровительство на основе политической ориентации, которые нарушают принцип меритократии.
Следует отличать коррупцию от лоббизма. При лоббировании должностное лицо тоже использует свои властные полномочия для повышения шансов переназначения или для продвижения по должностной лестнице в обмен на действия в интересах определённой группы. Отличие состоит в том, что лоббизм удовлетворяет трём условиям:
Ø Процесс оказания влияния на должностное лицо носит конкурентный характер и следует правилам, которые известны всем участникам.Ø Отсутствуют секретные или побочные платежи.
Ø Клиенты и агенты независимы друг от друга в том смысле, что никакая группа не получает долю от прибыли, заработанной другой группой.
Самые опасные формы коррупции квалифицируются как уголовные преступления. К ним, прежде всего, относятся растрата (хищение) и взятки.
Растрата заключается в расходе ресурсов, доверенных должностному лицу, с личной целью. Она отличается от обычного воровства тем, что изначально лицо получает право распоряжаться ресурсами легально: от начальника, клиента и т. д.
Взятка является разновидностью коррупции, при которой действия должностного лица заключаются в оказании каких-либо услуг физическому или юридическому лицу в обмен на предоставление последним определённой выгоды первому. В большинстве случаев, если дача взятки не является следствием вымогательства, основную выгоду от сделки получает взяткодатель. К уголовным преступлениям также относится покупка голосов избирателей (хотя некоторые считают её не формой коррупции, а видом недобросовестной избирательной кампании).
Коррупция часто является поводом для призывов к насильственной смене власти. При этом обвинения нередко предъявляются не только конкретной политической элите, но и политической системе в целом. Авторитарные режимы способны успешно скрывать подавляющее большинство злоупотреблений властью от общественности, так что вывод об их коррумпированности делается на основе анализа косвенных свидетельств и пагубных для всего общества последствий. Напротив, коррупция в демократических режимах часто получает широкую огласку и пресекается прежде, чем она начинает наносить существенный ущерб. Однако периодические скандалы вызывают у граждан сомнения в своей способности оказывать влияние на процесс принятия в стране политических решений и разочарование в демократии.
Впервые программный документ, определяющий основные стратегические направления развития государственной антикоррупционной политики на два последующих года, был принят в 2008 году.
Именно данный период стал переломным в историческом становлении антикоррупционного законодательства.
До этого периода борьба с коррупцией, в основном, велась так называемыми карательными средствами воздействия:
С 2008 года в российское законодательство начали внедрять такие передовые мировые институты, как:
Øпредупреждение и урегулирование конфликта интересов;
Øконтроль за доходами чиновников;
Øконтроль за расходами чиновников;
Øантикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов;
Вектор развития государственной антикоррупционной политики на этом этапе сменился в сторону профилактики коррупции.
Указ Президента Российской Федерации
от 16.08.2021 № 478
«О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы»
Национальный план противодействия коррупции
на 2021-2024 годы стал седьмым по счету
Повышение эффективности мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов
ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
üрассмотреть вопрос о внесении в законодательство о противодействии коррупции изменений, предусматривающих возложение на непосредственного руководителя обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов у подчиненных;üпровести с участием представителей научного и экспертного сообщества анализ правоприменительной практики и зарубежного опыта использования в целях противодействия коррупции правового института конфликта интересов, при необходимости по итогам проведенного анализа представить предложения:
ü
по уточнению понятий "конфликт интересов", "личная заинтересованность", "лица, находящиеся в близком родстве или свойстве", "иные близкие отношения", содержащихся в Федеральном законе "О противодействии коррупции"
В 2020 году количество преступлений коррупционной направленности сохранилось практически на прежнем уровне (увеличилось на 0,5%).
Удельный вес преступлений данной категории в общей структуре преступности составил 2% (2019 год – 2%), коэффициент преступности на 100 тысяч населения - 28% (2019 год – 27,6%).
За анализируемый период правоохранительными органами области выявлено 549 преступлений коррупционной направленности (2019 год – 546).
На сегодняшний день с такими показателями по общему количеству выявленных преступлений коррупционной направленности Оренбургская область занимает 5 позицию в Приволжском федеральном округе.
Выше показатели – в Республиках Башкортостан, Татарстан, Самарской области и Пермском крае.
Структура коррупционной преступности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года существенно изменилась. Возросла доля зарегистрированных мошенничеств, которая составила 38,6% (2019 год – 17,2%).
Доля криминальных взяточничеств снизилась и составила 44,8% (2019 год – 57,9 %).
Наиболее подверженными коррупционным проявлениям оставались такие сферы деятельности, как освоение бюджетных средств (105 преступлений), в том числе выделенных в рамках целевых программ, ЖКХ (2019 год – 27), а также правоотношения, связанные с осуществлением правоохранительной деятельности (2019 год – 173).
Из общего количества зарегистрированных преступлений 389 (2019 год –381) отнесены к категории тяжких и особо тяжких, их удельный вес составил 70,8% (2019 год – 69,8 %).
На территории области за отчетный период совершено 92 (2019 год – 63) преступления коррупционной направленности в крупном или особо крупном размерах либо с причинением крупного ущерба, удельный вес которых от общего количества предварительно расследованных составил 19,2% (2019 год – 12,9%).
Преступления коррупционной направленности в истекшем году регистрировались на территории всех городов и районов области. Наибольшее количество коррупционных преступлений зарегистрировано на территории г. Оренбурга (243), г. Орска (52), г. Новотроицка (23), Бузулукского (23), Бугурусланского (16), Новоорского (16), Соль-Илецкого (12), Новосергиевского (10) и Оренбургского (10) районов.
В результате принятых органами прокуратуры совместно с правоохранителями мер обеспечена возможность полного возмещения ущерба, причиненного коррупционными преступлениями. Так, до направления уголовных дел в суд наложен арест на имущество на сумму около 174 млн. рублей (при причиненном ущербе в 84,2 млн. рублей). Сумма ущерба, возмещенная на стадии следствия, составила 32,9 млн рублей или 39,1%, из них добровольно возмещено 17,4 млн. рублей, изъято имущества, денег и ценностей на сумму 15,5 тыс. рублей.
Выявление взяточничества в целом снизилось на 22,1% и в абсолютных цифрах составило 246 преступлений (2019 год – 316), половина из них – мелкое взяточничество. В общем составе преступлений, связанных со взяточничеством, факты получения взяток составили 17,1%, дачи взяток – 27,6%, посредничества во взяточничестве – 5,3%.
Из общего числа зарегистрированных фактов получения взяток 12 (2019 год – 11) совершены в крупном и особо крупном размере, удельный вес которых составил 28,6 % (11,2 %) от общего числа выявленных.
Общая сумма полученных взяток по области составила около 63 млн. рублей (2019 год – более 12 млн. рублей), средняя сумма полученной взятки – почти 1,5 млн. рублей (2019 год – 124,5 тыс. рублей).
Общая сумма переданных взяток составила более 1,1 млн. рублей (2019 год – более 2,6 млн. рублей), средняя сумма данной взятки – 17,2 тыс. рублей (2019 год – 28,6 тыс. рублей).
Основным видом наказания, назначенным лицам, осужденным по делам коррупционной направленности в 2020 году, явился штраф. К нему приговорено 164 лица (80,7% от общего числа осужденных за коррупционные преступления) (2019 год – 175). При этом размер штрафа многократно превышал размер полученного виновным преступного дохода. Наказание в виде реального лишения свободы назначено 30 (2019 год – 35) лицам.
Работа органов прокуратуры и правоохранительного блока по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных преступлений продолжается.